Вс. Апр 11th, 2021
55 просмотров
Ловкий трюк

Этот момент настал. Всемирный банк отложил публикацию своего Индекса легкости ведения бизнеса (Doing Business, DB), которым оценивался деловой климат в отдельных странах. На его основе составлялся рейтинг привлекательности для иностранных инвестиций. Всемирный банк признал неточности в своих данных. Они могли повлиять на места в рейтинге стран с переходной экономикой. Отсрочка индекса давно назрела, ведь использование индикаторов качества управления уже давно стало предметом критики. Требования отказа от рассмотрения таких индикаторов, когда речь шла об отборе стран-партнеров в Африке, озвучивались ранее и в адрес Федерального правительства Германии. Однако оно не последовало этому совету; в Федеральном министерстве финансов и Федеральном министерстве экономического сотрудничества и развития продолжают упорно цепляться за идеологические прерогативы времен Шукнехта. И вот их опередил сам Всемирный банк, который просто не мог поступить иначе.

Индикаторы легкости ведения бизнеса ежегодно публикуются Международной финансовой корпорацией (IFC) с 2003 года. Это международный банк развития, являющийся подразделением Всемирного банка, специализирующимся на финансовой поддержке частных предприятий. По аналогии с «Индексом экономических свобод» консервативного фонда «Наследие» (Heritage Foundation) «Индекс легкости ведения бизнеса» заточен под дерегуляцию. Оценки идеологического характера основаны на научных положениях 1970–1980-х годов. Один из тезисов того времени: правовые институты оказывают влияние на экономический рост. Страны, позаимствовавшие англосаксонское Общее право (Common Law), гласит этот тезис, добились якобы лучших результатов по сравнению со странами, руководствующимися частным правом. Таковыми были эталонные и распространенные среди экономистов представления в период расцвета Тэтчер и Рейгана.

Индекс DB до сих пор считался неким глобальным конкурсом красоты для инвесторов. Оценка уровня благоприятности для деловой активности основана на подсчете расстояния, отделяющего соответствующие национальные экономики от «лучших мировых практик» в том виде, в каком они определены IFC. Это расстояние и ложится в основу международного рейтинга DB. Например, оценивается степень сложности для создания предприятия, получения разрешения на строительство, подключения к электросети или получения кредита на коммерческой основе, взыскания кредита с поставщика или регистрации бизнеса. Оценке подвергаются также защита частной собственности, размер налогообложения и условия для внешней торговли.

По данным IFC, индекс за последние годы подстегнул многие развивающиеся страны и страны с пороговой экономикой к улучшению делового климата и сбросу «регуляторного балласта». На самом же деле правительства многих стран с пороговой экономикой в целях привлечения инвесторов осуществляют «калибровку» индекса DB на своих веб-сайтах.

Дерегуляция рынка труда – послабления в процедуре увольнения наемных рабочих – вначале была составной частью этого конкурса красоты. Но после протестов со стороны Международной конфедерации свободных профсоюзов (IGB) этот элемент выпал из рейтинга DB. Международная конфедерация и многие профсоюзы обвинили Всемирный банк в давлении на правительства с целью подтолкнуть их к снижению минимальной заработной платы и отменить процедуру обязательного предварительного информирования о массовых увольнениях. Во время большой рецессии в 2009 году Всемирный банк наконец пошел на отмену индикатора «уровень гибкости на рынке труда».

 

Согласно данным на сайте IFC, самые заметные улучшения делового климата в последнем рейтинге DB были зафиксированы в национальной экономике таких стран, как Индия, Нигерия и Саудовская Аравия. В 2020 году рейтинг делового климата возглавили Новая Зеландия, Сингапур и Гонконг. Далеко позади в нем оказались, например, Германия (22-е место), Швейцария (36-е) и Нидерланды (42-е), отодвинутые такими европейскими странами, как Грузия (7-е место), Северная Македония (17-е) и Латвия (19-е). Каким образом были получены столь удивительные результаты?

Во-первых, при сосредоточении внимания на практике регулирования игнорируется общеэкономическая стабильность, устойчивая конкурентоспособность, верховенство права или уровень образованности наемных рабочих. Во-вторых, важным источником информации для отчета DB являются опросы, которые проводятся бизнес-консультантами или адвокатскими конторами, а не предприятиями, занимающимися реальным производством, потребности которых, как правило, отличаются от идеологических прерогатив отчета. В-третьих, оценивание в форме рейтинга DB все больше становится объектом политической коррупции.

Но закон Кэмпбелла в который раз напомнил о себе: чем шире используются количественные индикаторы в процессе поиска общественно значимых решений, тем больше они подвержены коррупционным рискам, а также искажающим влияниям на социальные процессы, которые они собственно и призваны контролировать. Показатели эффективности работы и рейтинги – это «политические цифры», которые только на первый взгляд ассоциируются с поиском и нахождением рациональных решений. Предварительные политические решения и сомнительные гипотезы определяют механизм, постоянно питающий иллюзии общества, уверовавшего в магию чисел. Политика, по его мнению, здесь не нужна, так как правильные решения определяются «фактами», а рынок успешно задает верное направление развития.

полный текст по ссылке https://www.ipg-journal.io/regiony/mir/lovkii-trjuk-1175/?utm_campaign=ru_208_20201104&utm_medium=email&utm_source=newsletter

Serpstat

от admin2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *